На самом деле радиоактивность существовала всегда. Люди испокон века жили в условиях так называемого естественного радиоактивного фона (ЕРФ). И всегда мы немного облучались: сверху,снизу и даже изнутри.До земной поверхностидоходит часть космических излучений; ещё мыоблучаемся от тех радионуклидов, которые входят в состав Земли-матушки (горные породысодержат уран и торий). И дажев составе нашего тела есть радионуклиды природного происхождения.
Другое дело, что доконца 19-го века о существовании радиации даже не подозревали. Но последствия переоблучения проявлялись уже давно. Первую массовую гибель людей отрадиации наблюдали аж в 16-м веке! Австрийские горняки, работавшие на свинцовых копях близ города Иоахимсталь (ныне чешский город Яхимов), умирали в возрасте 30-40 лет от таинственной«горной болезни», или «горняцкой чахотки». Смертность шахтёров в 50 раз превышала смертность остального населения, а местные женщины выходили замуж по нескольку раз. В то время не знали, что свинцовые руды содержат ещё и уран, и поэтому выделяют радиоактивный радон. Лишь в 1879 году выяснили, что «горная болезнь» — это рак лёгких. А причину болезни установили ещё позже.
Кстати, город Иоахимсталь знаменит не толькоэтим. Именно в Иоахимстали чеканили деньги, которые имели хождение во всей Европе. Называли эту крупную серебряную монету — иоахимсталер, сокращенно талер. Позднее «талер» стали произносить как доллар. А радиоактивность как явление была открыта в конце 19-го века. Искоро люди узнали: радиация может быть смертельно опасной. Уже в1928 году был создан специальный Комитет по защите от рентгеновскихлучей и радия, позднее реорганизованный в Международную комиссиюпо радиологической защите — МКРЗ (а вы говорите: «Хиросима»).
Первое время МКРЗ занималась проблемой облучённых медиков. Ведь в начале 20-го века многие врачи работали с рентгеновскими лучами. И почти весь их первый отряд погиб от онкологических заболеваний. В 1936 году в Гамбурге им открыли памятник (да-да, в гитлеровской Германии). На нём высечены 186 имён рентгенологови радиологов всех наций — жертв переоблучения (а вы говорите:«Нагасаки») [1].
Да, в наше время массовые переоблучения чрезвычайно редки. Тем не менее в среднем мы получаем дозу в три-четыре раза больше, чем в стародавние времена. Позднее вы узнаете, что такое доза и насколько опасно такое увеличение. Пока же перечислим главные пути дополнительного облучения современного человека.Во-первых, мы проходим рентгеновское обследование. Во-вторых, сегодня мы живём не на открытом воздухе, а в помещениях. И в результате появляются два дополнительных источника облучения. Первый называют внешним облучением от строительных материалов: ведь бетон и кирпич всегда содержат немного урана и тория, а также радиоактивные продукты их распада. Поэтому в каждом килограмме бетона ежесекундно происходит 30-50 радиоактивных распадов, а в килограмме кирпича — 100-150 распадов. По-научному это называется так: «удельная активность бетона составляет 30-50, кирпича — 100-150 беккерелей на килограмм (Бк/кг)». А второй, более мощный источник облучения, — внутренний, засчёт вдыхаемого радиоактивного радона, который накапливается внутри помещений. В итоге мы получаем приличную добавку к природному фону.
Итак, мы жили, живём и будем жить в радиоактивном мире. Хорошо это или плохо? Пока примем как данность.
Литература:1. Ильин Л.А., Кириллов В.Ф., Коренков Ю.П. Радиационная гигиена:учебник. — М.: Медицина, 1999. – 384 с.