Назад к списку

О полтергейсте, пирамидах и геопатогенных зонах 

Есть особый вид явлений, которые невозможно увидеть или измерить нельзя. Но многие верят в существование таких явлений. Речь идет о так называемых паранормальных явлениях (от греческого слова пара, что означает вне, возле, мимо). Которые находятся на границе между реальным и сверхъестественным. Геопатогенные зоны, торсионные поля, полтергейст, лозоходство и тому подобное.

 

Что же рекомендует паранаука? Например, у вас болит голова. Скорее всего, виноваты геопатогенные зоны. Наверное, ваша кровать стоит в нехорошем месте. Пригласите лозоходца, он определит подходящее место, туда и надо переставить кровать. Голова пройдет. У вас малогабаритная квартира и переставить кровать некуда? Тогда установите в квартире небольшую каменную или металлическую пирамиду. Больше ничего делать не нужно. Главное – чтобы соотношение высоты пирамиды к ее ширине было как 148 к 233 – и все будет хорошо [1]. Вас мучает беспричинная усталость? Носите циркониевый браслет – все наладится. Вы резко помолодеете, всем организмом сразу. У мужчин повысится потенция, станет как у допризывника. Опасаетесь загрязнения пищевых продуктов? Не нужно никаких приборов. Вам поможет простейший самодельный маятник.


Не верите? Цитирую дословно (держитесь за стул): "Маятник располагают над кочаном капусты и задают ему вопрос: "Есть ли в этом кочане нитраты?". Если маятник ответил "Да", то можно задать другие вопросы: "Сколько процентов нитратов содержится в капусте?" [1].

 

Все еще сомневаетесь? Цитирую дальше: "… положите напротив себя кусок колбасы и спросите: "Эта колбаса мне полезна?" … Маятник может оградить вас от опасности при употреблении, например, старых консервов".

 

Так что же это такое: паранормальные явления? И как к ним относиться? Ранее мы уже немного касались этой темы. Мы говорили, что от науки паранаука отличается тем, что не выдерживает жестких независимых проверок. В то же время паранаука – не всегда жульничество: большая часть "параученых" искренне верит в результаты своих исследований. А иногда загадочное явление имеет вполне реальное объяснение.

 

Люди не во что не верят столь твердо, 
как в то, о чем они меньше всего знают. 
Мишень Монтень

 

Так, в основе примера с маятником лежит известное явление. Речь идет о так называемых идеомоторных актах. Маятник реагирует вовсе не на нитраты в капусте. А на мысли по поводу предполагаемого содержания этих нитратов. И в ответ на эти мысли руки (независимо от нашей воли) совершают едва заметные движения. Эти-то движения и приводят к вращению или качанию грузика. Такое бессознательное проявление мыслей в непроизвольных движениях давным-давно описано в учебниках под названием "Опыт Шевреля" (например, в книге Л.Г. Воронина и др. "Физиология высшей нервной деятельности и психология").

 

В отношении к паранауке люди делятся на две большие группы. Мы имеем две стороны медали. Первая – это наука традиционная. С этой стороны резкая критика, создание специальной Комиссии по лженауке при Российской Академии наук (РАН), усмешки серьезных ученых в адрес "специалистов" по геопатогенным законам и торсионным полям. Другая группа – люди неискушенные. Тут наоборот: вера, а иногда чувство благодарности за помощь в избавлении от недугов и прочих неприятностей. Возможно, и среди ваших знакомых есть люди, которым помог какой-нибудь амулет или циркониевый браслет?

 

Кто же прав? Как ни странно, правы обе стороны. Ведь тут мы имеем дело с очень мощным явлением. С верой. Если человек верит во что-то, это может реально работать. Такое явление также давно известно. В медицине оно получило специальное название: эффект плацебо. Что интересно, этот термин переводится иногда с негативным оттенком ("пустышка"), а иногда – с позитивным ("ложь во спасение").

 

В одной книге [3] приводятся результаты опытов ученого Джерома Франка. Этот врач провел серию экспериментов. Он давал пациентам один препарат, а говорил, что дает другой. И потом задавал вопрос: что они чувствуют? Взгляните на результаты.

 

Результаты экспериментов Джерома Франка

 

 

Из строгих научных опытов очевидно: то, во что верили люди, оказалось важнее того, что происходило на самом деле. Всем привет от Алана Чумака и Анатолия Кашпировского!

 

Вот эта потрясающая сила наших мыслей и работает в случаях паранормальных явлений – когда мы в них верим. 

 

Но тогда получается, что паранаука – тоже наука? Важен ведь результат? Вы правы, но я с вами совершенно не согласен. Вы правы в том, что результат важен. Но ведь наука – еще и правильное объяснение результата. И возможность его предсказания.

 

Разговор автомобилистов: 
-У меня на счастье иконка приделана. 
-А у меня на стекле такой пупсик болтается. 
-А у меня на счастье – тормоза и подушки безопасности. 

 

Возьмем к примеру геопатогенные зоны внутри квартиры. Точнее, их влияние на здоровье. Для того, чтобы утверждать о научных доказательствах такого влияния, обязательно требуется проведение контрольных опытов. Что это означает?

 

Предположим, экстрасенс утверждает: вот такое расположение кровати гарантирует здоровье, а такое – приведет к головным болям или раковой болезни. Для научного доказательства этого утверждения потребовалось бы проведение опытов. Причем опыты необходимо проводить парами в двух группах людей. Все люди должны быть схожи: примерно одного возраста, с одинаковыми привычками, характером работы и так далее. После этого людям из первой группы предлагают поставить кровати в "хорошее" место, а из второй – в "нехорошее". И, главное, не сообщают, чья кровать где расположена. А потом наблюдают в течение длительного времени. И все это время люди должны вести близкий образ жизни.

 

Более того, в научных опытах требуется так называемый двойной слепой контроль. Это означает, что "распределение" кроватей между подопытными людьми не должен проводить сам экстрасенс. А посторонний человек, сам не знающий о том, какое место "хорошее", а какое – "плохое".

 

На самом деле, никто не проводил и такие эксперименты. Но без них нельзя утверждать о научности "теории" геопатогенных зон. Только при положительных результатах строгих опытов мы можем утверждать, что наличие геопатогенных зон научно доказано.

 

Один опыт я ставлю выше, 
чем тысячу мнений, рожденных только воображением. 
Михаил Ломоносов 

 

А как «работает» паранаука? Если мы подозреваем, что колбаса вредна для здоровья, то маятник подтвердит это. Если мы думаем, что перестановка кровати на новое место поможет от головной боли – в двух случаях из трех так и будет (смотри первую строку в таблице). Боль отступит – на какое-то время. А что, если головные боли имеют органическую природу (например, опухоль)? Тогда мы попадем в оставшуюся треть, которым плацебо не помогает. Да еще упустим время для лечения. В этом и заключается отличие паранауки от настоящей науки. В данном случае – от медицины, которая выяснит истинную причину головной боли.

 

Неискушенному человеку очень трудно отделить науку от паранауки. Раньше все было яснее. Говорили прямо: ведьмы, домовые, привидения, амулеты. Без претензий на научность. Сегодня используют наукообразные термины: полтергейст, биополя, энергоинформационное воздействие, торсионные поля, экстрасенсорика, радиоэстезисты (вместо лозоходцев) и тому подобное. Как тут не запутаться? Как отличить науку от паранауки?

 

Трудный вопрос. Даже ученые, специалисты в своей области, иногда поддаются на соблазн паранаучных теорий. Истинный ответ дает время. Мода на паранаучные явления возникает и проходит. Где сейчас спиритизм, то есть общение с душами мертвых с помощью вращающегося блюдца или стола? А ведь им увлекалась едва ли не половина образованного населения России сто лет назад. Куда исчез полтергейст?

 

А вот "мода" на электричество, кибернетику и ядерную физику не проходит. Потому что они дают результаты. Всем, а не только тем, кто верит, скажем, в электричество. 

 

И еще один вопрос. Почему параномальные явления так привлекательны? Ведь 25% россиян верят в приведения, а 34% - в НЛО! Да потому, что эти явления интересны. Атомы, молекулы, реакции – скучно. То ли дело двигать предметы взглядом и видеть сквозь стены.

 

Вот что говорил по этому поводу академик Е.Б. Александров, член комиссии при Президиуме РАН по борьбе с лженаукой: 


"Когда Америку наводнили экстрасенсы, телепаты и телекинетики, один из ведущих иллюзионистов-профессионалов Джеймс Ренди предложил приз в 500 000 долларов любому чудотворцу, который покажет что-нибудь аномальное его комиссии. К концу 1995 года сумма поднялась до 900 000 и осталась невостребованной, несмотря на персональные предложения многим знаменитостям. Дело в том, что в комиссии Ренди были не ученые – исследователи чудес, а опытные фокусники…" [4].

 

В свое время об отличии научного подхода от ненаучного хорошо сказал другой наш академик, Л.А. Арцимович: 


"Если утром в мою дверь постучали, то нельзя исключить, что пожаловала в гости английская королева, поскольку такой визит не противоречит законам природы. Но все-таки разумней предположить, что стучит молочница".

 

Но ведь молочница – это так скучно! Поэтому пара-ученые поступают неординарно. Услышав стук, они даже не подходят к дверям. Но зато потом всему миру рассказывают, что к ним в дом стучалась английская королева. Но они ей не открыли. И то верно: неча делать – пол топтать.

 

Наука непогрешима, 
но ученые часто ошибаются. 
Анатоль Франс

 

Теперь о тех, кто верит в паранауку. Долгое время настоящей загадкой был факт, что в параномальные явления иногда верят и люди с высокими учеными степенями и званиями. Что же заставляет их отходить от жестких научных критериев проверки фактов на истинность? Ответ оказался в совсем неожиданной области. Лучше процитировать полностью небольшую заметку, опубликованную в известном журнале "Коммерсантъ – Власть" (№ 30/2002):


"Сенсация десятая: доверчивые читатели 
Ответ на вопрос, почему люди верят в разнообразные параномальные феномены, теории заговоров и тому подобную ерунду, которая, безусловно, помогает журналистам заполнять вакуум серьезных новостей в июле и августе, нашли швейцарские ученые. 
 
Сообщили об их открытии ведущие европейские и американские издания, в том числе и самый авторитетный из научно-популярных журналов Европы – британский «Nature». Как выяснили ученые, проводившие свои опыты в университетской больнице Цюриха, к вере в паранормальное непосредственное отношение имеет допамин – вещество, содержащееся в головном мозге человека. Чем больше допамина, тем легче человек верит во всякую ерунду. 
 
В течение 20 дней двадцати добровольцам, скептически относившимся к параномальным теориям, давали препарат, увеличивавший уровень допамина в организме. В результате к концу эксперимента они начали воспринимать мир почти так же, как это делала контрольная группа, которая состояла из людей, глубоко верящих в летающие тарелки, инопланетян и приведения".
http://www.kommersant.ru/doc/435483

 

Оказывается, "виноват" тот самый фермент – допамин, наличие которого в головном мозге будит нашу фантазию. Когда же его чересчур много, людям хочется верить во что-то интересное, необычное. Кстати, избыток допамина всегда имеется в мозге у наркоманов, азартных игроков и спортсменов-экстремалов [2].

 

Биохимия мозговых процессов – штука мощная. И контролировать ее человек не может. Подобно тому, как крепко выпившим мужчинам все женщины кажутся красивыми, "допаминщикам" все красивые гипотезы кажутся истинными. Зная механизм этого явления, нам будет легче укротить собственную доверчивость. Конечно, при желании.

 

А что же все-таки делать с циркониевым браслетом и амулетами? Помогут они нам или нет? А это зависит от вас. Как сказал Господь: 

"Воздастся каждому по вере его". 

Если вы действительно верите в полезность чего-то – флаг вам в руки. Но не допускайте ситуаций, когда из-за веры в чудеса вы можете запустить серьезную болезнь. И еще. Забудьте о паранормальном, если речь идет о защите здоровья ребенка. В том числе о его защите от плохой экологии жилища. У ребенка плацебо может дать совсем не тот эффект, на который вы рассчитываете.

 

Анекдот в тему:

Купила одна пожилая дама садовый участок. И все бы хорошо. Но большую часть дня участок оказывался в тени от большой горы. Однако без солнышка хороший урожай не получишь. А дама та была верующая. И вот обратилась она к Богу с молитвой: 
- Господи! Сделай так, чтобы эта гора исчезла! 
А Бог ее спрашивает: 
- Ты твердо веришь, что я могу убрать эту гору? 
- Да, Господи. 
- Тогда закрой глаза и представь, что гора исчезла. А потом откроешь глаза свои – и горы не будет. 
Закрыла дама глаза. Потом открыла – и воскликнула: 
- Господи! Я так и знала, что ничего не получится! 

 

С другой стороны: если вы откровенно не верите в пользу чего-то – есть риск, что вам не поможет даже настоящий прибор, настоящее лекарство (вспомним эксперименты Джерома Франка).

 

Поэтому лучше верить в хорошее – и не верить в плохое.


Ссылки:

  1. Голицын А.Н. Экология вашего дома. – М.: СОЛОН – Пресс, 2003. – 240 с. 
  2. Шейнов В.П. Искусство жить: Как обратить знание в здоровье. – Минск: Харвест, 2003. – 720 с. 
  3. Джон Кехо. Подсознание может все! – 4-е изд. – Минск: ООО "Попурри", 2002. – 176. 
  4. Кругляков Э.П. Ученые с большой дороги. – М.: Наука, 2001.